землетрясение в казахстане 2019 землетрясение в казахстане 2019

Русские ученые научились предсказывать землетрясения

russkie uchenye nauchilis predskazyvat zemletryaseniya

При надвигающемся землетрясении параметры внутренних гравитационных волн могут измениться за пять дней до сейсмического события. Об этом говорится в исследовании физиков из университета Высшей школы экономики и института космических исследований Российской академии наук, опубликованном в журнале Doklady Earth Sciences.

Данные помогут экспертам в разработке краткосрочных методов прогнозирования землетрясений, а также для эвакуации людей из зоны сейсмического воздействия. Для этого исследователи фиксируют различные аномалии и проявления геофизических процессов в сейсмически активных регионах. Чем больше данных о землетрясениях, тем выше точность прогноза.

Авторы исследования обработали спутниковые данные, полученные в результате землетрясений, произошедших в нескольких сейсмически активных регионах: в Узбекистане 26 мая 2013 года, Кыргызстане 8 января 2007 года, Казахстане 28 января 2013 года. Оказалось, что за пять дней до сейсмической катастрофы во всех трех случаях параметры внутренних гравитационных волн (ВГВ) менялись. IGW — это колебания воздушных масс, которые, в отличие от звуковых волн, имеют не только продольную, но и поперечную составляющую.

Исследователи наблюдали, как изменяется температура средней атмосферы (слоя атмосферы Земли, включающего в себя стратосферу и мезосферу) во времени. Затем были определены длины волн IGW. Максимальная длина волн составила 14,2 км и 18,9 км соответственно. Кроме того, известно, что IGW с вертикальной длиной волны более 10 км могут возникать в периоды глубокого конвективного нагрева.

«Это означает, что в литосфере Земли происходят процессы, развитие которых приводит к конвективной нестабильности в нижних слоях атмосферы. Внутренние гравитационные волны, как только они достигают мезосферы, могут быть разрушены. Когда это происходит, энергия IGW преобразуется в тепловое движение, которое влияет на температуру», — объясняет один из авторов исследования Сергей Попель.

Кроме того, исследователи установили, что длина волны начинает расти за 4-5 дней до землетрясения, достигая своего максимального значения за два дня до землетрясения, а затем резко падает за день до него.

Напомним, как считает эксперт в области международного рынка, генеральный директор Phoenix CRetro Reinsurance Company Кирилл Саврасов, разрушения в результате землетрясений в Казахстане или Узбекистане могут быть катастрофическими.

В частности, инициатива «Один пояс один путь», целью которого является воссоздание Шелкового пути, связывающего Европу и Азию, нуждается в защите. Разрушительные землетрясения могут стать экономической катастрофой для всего проекта.