Какие неочевидные выгоды получают школьники от частного репетиторства Какие неочевидные выгоды получают школьники от частного репетиторства

Какие неочевидные выгоды получают школьники от частного репетиторства

Дмитрий Иванов
Photo Pixabay 1
Photo Pixabay 1

В Казахстане школьники получают неочевидные выгоды от частного репетиторства. Ученикам шестых классов, которые приняли участие в исследовании профессора Назарбаев Университета Анаса Хаджара, частные занятия помогли улучшить социальные навыки, повысить уверенность в себе и самооценку, появился интерес к урокам в школе. Из очевидных преимуществ — подготовка к сдаче экзаменов, зачисление в элитные школы и вузы. Об этом сообщает пресс-служба Назарбаев Университета.

Термин «теневое образование» был впервые использован в 1991 году профессором и экспертом в области образования Марком Брэй. Он обозначает неофициальную составляющую образовательного процесса, самым распространенным проявлением которого является частное репетиторство.

«К сожалению, область теневого образования еще мало изучена в мире. Это связано с тем, что репетиторы и родители не желают раскрывать информацию. Первые опасаются за «налаженный бизнес», вторые переживают из-за общественного осуждения, что если ребенку нужен репетитор, значит он недостаточно умный и способный. Последняя статистика была опубликована в 2009 году, согласно которой 70% учеников в Казахстане обучались дополнительно у своих же классных руководителей», — рассказал доктор Анас Хаджар.

Ученый рассказывает, что выбрал учеников шестых классов неслучайно. В этом возрасте школьники Казахстана решают поступить в школы вроде
Назарбаев Интеллектуальные школы, Республиканской физико-математической школы, «Нур-Орда», куда требуется основательная подготовка. При этом исследование придерживалось принципов конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, в которых дети младшего возраста рассматриваются как способные взять на себя ответственность и активно участвовать в исследовательском процессе.

Ответы участников проекта были преобразованы в тематическую карту, из которой стали известны в чем мотивация учеников заниматься дополнительно, различия обучения в школе и за ее пределами, а также недостатки занятий с репетитором. К последним ученики шестых классов отнесли давление и принуждение со стороны учителей школы, которые настаивают на частных уроках с ними; финансовую нагрузку на родителей, из чего следует психологическое давление не оправдать надежд семьи; и недостаток свободного времени на хобби.

На основе проведенного исследования, профессор Хаджар порекомендовал правительству страны и профильным органам разработать государственную программу, предоставляющую частное репетиторство ученикам из экономически-уязвимых семей.

«Казахстанское правительство также должно принять реалистичную и эффективную политику реагирования на растущий сектор частного репетиторства, а также наладить работу с школьными учителями, которые предоставляют услуги частного репетитора», — говорится в рекомендациях по итогам исследования.