Такая информация содержится в ответе вице-премьера Тамары Дуйсеновой на депутатский запрос фракции Народной партии. По информации депутатов «на содержание ребенка в детском саду, государство выделяет более 40 тысяч тенге в месяц, в основной школе более 50 тысяч тенге, а в 10-11 классах на одного учащегося выделяется около 70 тысяч в месяц. Удивительно, что в колледже выделяется меньше всего — 37 тысяч тенге в месяц».

«Так как колледж обязан дать, как среднее образование, так и профессию. Это уж точно не должно быть оценено ниже чем, стоимость обучения в 10-11 классах! Поэтому и зарплата педагогов и мастеров в колледжах на порядок ниже, чем у учителей средней школы, что ведет к вымыванию наиболее успешных педагогов, увольнению мастеров и, как следствие, низкому качеству среднего специального образования», — говорится в запросе, который озвучила депутат мажилиса Ирина Смирнова.

По данным депутатов, анализ вакансий и резюме на электронной бирже труда в апреле 2023 года показал, что в квалификационной структуре наибольший спрос отмечается на специалистов средней квалификации – 40% от всех вакансий. Причем потребность в 1,5 раза выше (34,5 тысяч вакансий, против 22,5 тыс. резюме). Вместе с тем, на начало 2022 года в Казахстане насчитывается 724 колледжа, где обучается 493 тысячи 300 студентов, получающих среднее специальное образование.

«Каждый год из системы ТИПО выпускается около 140 тысяч молодых людей. Число студентов колледжей год от года растет. Однако, говорить о высоком качестве подготовки специалистов среднего звена не приходится, как и о получении ими необходимых предприятиям спецификаций», — резюмировали депутаты. И предложили правительству «обеспечить адекватное подушевое финансирование для организации качественного образования в колледжах и подготовки действительно квалифицированных специалистов среднего звена!».

«По поручению Премьер-Министра Министерством просвещения подготовлены расчеты и разработан проект приказа по актуализации Методики подушевого финансирования, в части пересмотра норматива подушевого финансирования технического и профессионального, после среднего образования с учетом затрат на учебные материалы, содержание зданий, дуальное обучение, проведение демонстрационных экзаменов и др.

Согласно предварительным расчетам планируется увеличение норматива подушевого финансирования в техническом и профессиональном образовании в 2 раза (до уровня среднего образования). В настоящее время Министерством просвещения данный вопрос прорабатывается с Министерством финансов в установленном бюджетным законодательством порядке», — говорится в официальном ответе на депутатский запрос, подписанном вице-премьером Тамарой Дюйсеновой.

Илья Никитин