Авиационная промышленность учится у птиц
Прямо сейчас в воздухе находится более 12-ти тысяч воздушных судов. Вы не задумывались, почему они не сталкиваются? Исследования были представлены в журнале PLOS One.
Дело в том, что в разработке эффективных навигационных систем авиационная промышленность может многому научиться у птиц и насекомых. Птицы освоили навигацию в воздухе 150 миллионов лет назад, а насекомые — 350 миллионов лет назад.
Очевидно, за долгое время эволюции птицы и насекомые выработали определённые алгоритмы для ухода от столкновений в полёте. Учёные предполагают, что такие алгоритмы должны быть более эффективными именно у птиц, потому что их корпус не укреплён экзоскелетом, как у насекомых. Птицы тяжелее, чем насекомые, и летают на более высоких скоростях. У них хрупкие тела. Очевидно, что столкновение в полёте будет для птиц весьма болезненным. Такая птица с меньшей вероятностью оставит потомство. То есть система ухода от столкновений в полёте — явно благоприятный признак в естественном отборе.
Профессор Мандиам Сринивазан из Университета Квинсленда поставил задачу изучить, какие именно стратегии применяют птицы для избежания столкновения на встречных курсах. Таким образом исследователи делали выводы о стратегиях ухода от столкновений, которые действуют у птиц. За 4 дня было записано 102 экспериментальных полётов 7 пар, составленных из 10 волнистых попугайчиков. Не было зафиксировано ни одного столкновения. Результаты оказались довольно неожиданными. Птицы показали склонность почти всегда смещаться вправо, хотя вероятность такого смещения сильно варьируется от особи к особи. Так, у попугайчиков правое полушарие и левый глаз отвечают за тактические задачи, такие как обнаружение вероятного столкновения в полёте. В свою очередь, левое полушарие и правый глаз занимаются другими вещами, такими как обслуживание полёта и контроль скорости.
Таким образом, исследование подтвердило, что наличие самых простых общих правил позволит животным или машинам избежать столкновения.